Занятия в воскресной школе по предмету «Декоративно – прикладное творчество» предполагают усвоение духовных и художественных ценностей, созданных народом.
Изучение декоративно-прикладного искусства необходимо, т.к. оно несет в себе огромные потенциальные возможности для развития молодого поколения, воспитания патриотически настроенной молодежи, знающей свои традиции и способной их возродить.
Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества отражает представление человека об окружающем мире, обществе, природе. Оно становится важным способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей. Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.
Именно народное декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития студентов, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.
К проблеме использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы. О большом воспитательном и развивающем потенциале народной культуры говорили К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, а также современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова и других.
Особо интересны труды искусствоведов – исследователей А.В. Баку-шинского, П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, В.С. Вороновой, М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова, которые провели анализ произведений декоративно-прикладного искусства с точки зрения их значения для воспитания человека.
Важное значение для исследуемого вопроса имеют работы В.А. Су-хомлинского и К.Д. Ушинского, в которых подчёркнута общественная значимость народных традиций в воспитании детей. Как никогда актуально звучат слова великого педагога К.Д. Ушинского о том, что ещё «недавно мы старались во всём подражать иностранцам, теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы занять вместо всех прочих, одну черту из западного образования - черту уважения к своему отечеству. А мы её-то, именно её, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять её не затем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей Родины».
Великий педагог В.А. Сухомлинский был убеждён, что эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. И чем глубже и шире учащиеся изучают исторически сложившиеся виды народного творчества, тем последовательнее и успешнее они продолжают творческие традиции народа, и тем выше результаты формирования творческой личности.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости обучения детей, народному декоративно-прикладному искусству.
Учащиеся воскресной школы овладевают творческой деятельностью на основе понимания коллективного характера образов, мотивов, сюжетов народного декоративно - прикладного искусства, его основных принципов:
Основой обучения является принцип социализации – расширение пространства социальной деятельности, адаптация личности к окружающей жизни в современном обществе с учетом социокультурных особенностей региона. А именно, обучение практическим навыкам, основам художественного ремесла и эстетического восприятия произведений народного искусства должны привести учащихся к умению создавать художественный образ вещи на основе повтора, вариации, импровизации, к умению выразить свое собственное отношение к искусству и действительности, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.
Формирование практических навыков и эстетического восприятия произведений народного искусства осуществляется через следующие разделы учебной программы: вязание крючком; традиционная народная кукла; лоскутное творчество; изделия из ниток.
Таким образом, содержание разделов учебной программы дают уча-щимся возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного воспитания, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание и тем самым формируют интерес к народной культуре.