Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Православная местная религиозная организация Прихода храма иконы Божией Матери "Знамение" г. Тихвина

Новости

01.08.2017

 

Поздравление настоятеля храма иконы Божией Матери "Знамение" протоиерея Сергия Ремизова с 25-летием со дня рукоположения в священный сан.

 

22.05.2017

Поздравление настоятеля храма иконы Божией Матери "Знамение" протоиерея Сергия Ремизова с 14 годовщиной со дня хиротонии в сан пресвитера

Декоративно-прикладное творчество

Занятия в воскресной школе по предмету «Декоративно – прикладное творчество» предполагают усвоение духовных и художественных ценностей, созданных народом.

Изучение декоративно-прикладного искусства необходимо, т.к. оно несет в себе огромные потенциальные возможности для развития молодого поколения, воспитания патриотически настроенной молодежи, знающей свои традиции и способной их возродить.

Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества отражает представление человека об окружающем мире, обществе, природе. Оно становится важным способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей. Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.

Именно народное декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития студентов, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.

К проблеме использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы. О большом воспитательном и развивающем потенциале народной культуры говорили К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, а также современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова и других.

Особо интересны труды искусствоведов – исследователей А.В. Баку-шинского, П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, В.С. Вороновой, М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова, которые провели анализ произведений декоративно-прикладного искусства с точки зрения их значения для воспитания человека.

Важное значение для исследуемого вопроса имеют работы В.А. Су-хомлинского и К.Д. Ушинского, в которых подчёркнута общественная значимость народных традиций в воспитании детей. Как никогда актуально звучат слова великого педагога К.Д. Ушинского о том, что ещё «недавно мы старались во всём подражать иностранцам, теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы занять вместо всех прочих, одну черту из западного образования - черту уважения к своему отечеству. А мы её-то, именно её, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять её не затем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей Родины».

Великий педагог В.А. Сухомлинский был убеждён, что эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. И чем глубже и шире учащиеся изучают исторически сложившиеся виды народного творчества, тем последовательнее и успешнее они продолжают творческие традиции народа, и тем выше результаты формирования творческой личности.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости обучения детей, народному декоративно-прикладному искусству.

Учащиеся воскресной школы овладевают творческой деятельностью на основе понимания коллективного характера образов, мотивов, сюжетов народного декоративно - прикладного искусства, его основных принципов:

  • подобие образу – повтор, как необходимое условие художественного восприятия;
  • варьирования и импровизации, как путь сохранения традиции, в процессе которого отбирается новое и постепенно оттачивается.

Основой обучения является принцип социализации – расширение пространства социальной деятельности, адаптация личности к окружающей жизни в современном обществе с учетом социокультурных особенностей региона. А именно, обучение практическим навыкам, основам художественного ремесла и эстетического восприятия произведений народного искусства должны привести учащихся к умению создавать художественный образ вещи на основе повтора, вариации, импровизации, к умению выразить свое собственное отношение к искусству и действительности, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.

Формирование практических навыков и эстетического восприятия произведений народного искусства осуществляется через следующие разделы учебной программы: вязание крючком; традиционная народная кукла; лоскутное творчество; изделия из ниток.

Таким образом, содержание разделов учебной программы дают уча-щимся возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного воспитания, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание и тем самым формируют интерес к народной культуре.


  

Православный календарь